Узбекистан. Курс на устойчивое развитие
Экологическая статистика и обзор экологической ситуации в Узбекистане, показатели в области устойчивого развития.
Прогресс «зеленой» экономики
С 2016 года в Узбекистане достигнут прогресс в "зеленой" экономике благодаря президентским реформам. Стратегия 2019-2030 гг. подтверждает курс на экологическое развитие.
Общий уровень расходов государственного сектора на охрану окружающей среды пока довольно низкий, в связи с этим мы можем дать следующие рекомендации:
Ввести тарифы на сбор и удаление промышленных отходов, заменив платежи за загрязнение.
Использовать компенсационный подход для сокращения загрязнения.
Запуск новой стратегии. Готовый план действий
Энергетика
Природный газ – основной энергоноситель. Повышение энергоэффективности – один из приоритетов. Снижение углеродного следа в нефтегазовой отрасли остается важным вопросом.
![](https://energiaizmusora.ru/img/expertise/uz-experience.png)
Основные рекомендации:
Внедрять чистые технологии для ископаемых энергоносителей.
Повышать энергоэффективность и улавливание углерода.
Возобновляемые источники энергии
Правительство определило освоение возобновляемых источников энергии в качестве одной из приоритетных задач в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития на период с 2017 по 2021 год. Закон 2019 года предлагает стимулы для их использования, что улучшает энергобезопасность, эффективность, создает рабочие места и снижает вред от ископаемого топлива.
![](https://energiaizmusora.ru/img/expertise/uz-experience-1.png)
В связи со сложившейся ситуацией мы рекомендуем следующие шаги:
Постепенно отменять субсидии на ископаемые виды топлива и синхронизировать запланированную поэтапную отмену субсидий на ископаемое топливо.
Синхронизировать переход на специальные тарифы с поддержкой возобновляемой энергии, в целях содействия расширению использования возобновляемых источников энергии.
Создание программ мониторинга и баз экологических данных окружающей природной среды, оптимизация обработки и передачи данных наблюдений через сеть Интернет.
Отходы и химические вещества
Система обращения с отходами требует реформ. Информация о видах и объемах отходов недостаточна, а финансирование систематически низкое. Финансирование обращения с отходами не включается в полном объеме в бюджеты государственных служб (здравоохранения) и государственных предприятий.
![](https://energiaizmusora.ru/img/expertise/uz-experience-2.png)
Модернизировать полигоны для отходов, так как существующие стандарты устройства и эксплуатации объектов размещения отходов устарели или отсутствуют.
Внедрить стандарты по предотвращению и минимизации образования отходов.
Увеличить платежи за услуги по сбору и вывозу отходов, чтобы для обеспечить устойчивую систему сбора и удаления отходов.
Загрязнение воздуха и экологические данные
Отсутствует мониторинг PM10 и PM2,5. Доступ к экологическим данным ограничен, а система мониторинга требует создания.
![](https://energiaizmusora.ru/img/expertise/uz-experience-3.png)
Здоровье населения и окружающая среда
Рост НИЗ и загрязнение воздуха остаются серьезными проблемами. Доступ к безопасной воде требует улучшений, а изменение климата усугубляет экологические риски.
![](https://energiaizmusora.ru/img/expertise/uz-experience-4.png)
Наши рекомендации:
Повышать доступ к безопасной воде и улучшать санитарные условия.
Усилить мониторинг и реагирование на экологические риски.
Изменение климата
С 1990 по 2012 год выбросы на душу сократились на 21,6%. Ожидается, что изменения климата усилят проблемы с ресурсами и погодными явлениями. Вместе с тем, уровень углеродоемкости экономики попрежнему является высоким.
Ожидается, что в результате изменения климата страна столкнется с повышением температуры, сокращением водных ресурсов и учащением экстремальных погодных явлений. Рекомендуем оценить экономические издержки бездействия в различных секторах.